наверх
 

+7 (921) 774-55-68

 

Звериные славянские обереги





Славянские обереги, связанные с культом животных, отражают представления древних славян о родстве людей (рода) с почитаемым животным (тотемом). Сначала предметом культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека (медведь, олень, лось, утка, заяц и т.п.).
Древние славяне верили, что тотем обеспечивает продолжение рода, защищает обращет обративщихся к нему за помощью, передает им свою силу,  ловкость, мудрость. Так возникла традиция носить при себе часть тотема (шкуру, когти, зубы). Впоследствии магические свойства оберега были перенесены на изображение животного (выполненное в камне, роге, металле).

Культ животных сохранялся в классовых обществах и находил отражение в развитых религиях. У славян следы тотемизма сохранились главным образом в фольклоре. Образы животных, когда-то тотемных предков, населяли мир славянских сказок. Это конь, собака, бык, медведь, волк, гусь, ворон, сокол, орел, лягушка, щука. В сказках нашла отражение и идея происхождения героя от тотема (родителями сказочных богатырей являются собака, бык, медведь). Животные в сказках  обычно становились  помощниками человека, проводниками, вещунами (вспомните Серого Волка из сказки о молодильных яблоках) . Многие поверья и магические обряды славян, связанные с животными сохранялись до  XIX в., например в гаданиях  чато использовали  петуха или курицу.
С распадом первобытнообщинного строя тотемистические представления угасали. Однако вера в охранительную силу части тела того или иного животного или его изображения не утрачивалась, поэтому обереги у славян часто изображались в виде реального или мифического животного.

Почитаемые животные занимали важное место в представлениях древнего человека о Вселенной. Так, народы Севера считали священных медведя, лося (оленя) обитателями неба. Мифы карелов и коми называют утку прародительницей мира.  У древних славян был развит культ быка и коня.  Конь - символ солнца, плодородия, благополучия, был связан как с небом, так и с водой. На последней стадии славянского язычества силы природы и стихий представлялись уже в виде человекоподобных существ. Однако ряд божеств имел очевидную связь с тотемическими культурами. Так, языческий бог Велес (скотий бог), вероятно, отражал тотемистический культ быка (тура). Сменивший Велеса христианский к святой Власий (покровитель животных) на иконах всегда изображался с быком. Конь был одним из символов Перуна - божества грома, молнии и дождя. Сменивший Перуна Илья-пророк также сохранил связь с конем. Его чаще всего изображали на колеснице, запряженной конями.

С расширением границ древнерусского государства славяне входили в контакты с балто- и финноязычными народами, у которых охота и скотоводство кое-где превалировали над земледелием. Язычество здесь являлось реальностью, а пережитки тотемистических представлений ощущались очень сильно. Так, у приладожской веси в X-XI вв. существовал культ водоплавающей птицы, бобра, лося (оленя). У волго-окских племен, мери и муромы, преобладал культ коня, сопровождавшийся жертвоприношениями коней и их ритуальными захоронениями. Близкое соприкосновение с этими народами и их ассимиляция способствовали живучести языческих верований и в славянской среде.
Обереги, отражающие культ животных, можно разделить на три разнообразные подгруппы. Это амулеты из зубов, когтей и костей зверей и птиц,  обереги с зооморфными изображениями; некоторые бытовые обереги с зооморфными изображениями.

По законам первобытной магии часть тела животного заменяла целого зверя (птицу) и обладала такой же охранительной силой. Поэтому клочки шерсти зверей, зубы, когти, которые было удобно носить при себе, служили человеку оберегом-амулетом. Они сохраняли магическое значение и в позднем средневековье. Обереги с зооморфными изображениями делали из бронзы или сплавов меди с оловом или серебром, а также из свинцово-оловянных сплавов. Обереги из железа и серебра крайне редки. Изготовлялись они литьем, штамповкой, плетением (филигрань), а также путем сочетания филиграни с отливкой. Есть находки редких оберегов из рога.

Обереги представляют собой реалистические или стилизованные изображения различных птиц или животных: коня, оленя, зайца, бобра, собаки, рыбы, змеи. Это "коньковые подвески", подвески "всадница на коне" и "конь на змее", а также обереги в виде головы быка, когтя медведя, челюсти зверя. Большинство оберегов служило подвесками и имело петлю. Некоторые снабжены шумящими привесками, которые,  должны были звоном отпугивать злые силы.

Звериные обереги носили исключительно женщины. Надевали эти обереги на груди (реже - плече) или на поясе. Это, несомненно, связано с функциональным назначением подвесок-оберегов: защищать грудь и лоно женщины и наделить ее плодородием. Мужчины звериные обереги, как правило не носили. В мужских погребениях звериные обереги очень редки и всегда положены отдельно от покойника — в берестяном туеске или кошеле, возможно, как дар вдовы.

Значительное распространение славянских звериных оберегов в среде северных и северо-восточных славян (словен новгородских, тверских владимирских и костромских кривичей) обусловлено контактами с пограничными финно-угорскими народами. От них славяне заимствовали основные типы звериных оберегов. Исключением является область радимичей, где возник местный тип оберегов с головой быка.

Очень часто встречаются подвески-обереги, изображавшие птиц. Широко распространены бронзовые полые подвески, изготовлявшиеся литьем по восковой модели. Древнейшие полые подвески изображали уточку без лапок, с планкой поперек туловища. На спинке уточки отверстие, через которое пропускался ремешок. Туловище гладкое или покрыто жгутовым орнаментом, имитировавшим крылья. Уточки были племенным украшением и различались как внешне, так и по способу ношения.

В X в. у орнаментированных уточек появляются две поперечные петли, на которых подвешивают привески в виде гусиных лапок. Здесь у оберегов уточек петли трансформировались в продольные; появились звенья, на которые навешивали привески-лапки. У славян такие уточки впервые встречены в Новгороде, в слое X в. Дальнейшая эволюция орнаментированных уточек происходила в XII-XIV вв. на территории Костромского Поволжья. Орнамент на тулове оберега принял форму волны или спиралей. Первый может рассматриваться как идеограмма воды; второй символизирует непрерывность бега солнца по небу. Число петель увеличивается до пяти-семи. Наиболее поздние обереги (XIII-XIV вв.) приобретают фантастический облик "птички-барашки"; головки их украшены двойными колечками. Такие обереги найдены в Костромском Поволжье. Они бытовали также на территории Ярославской и Ивановской областей, откуда проникали в Вологодскую, Архангельскую области, в Приладожье, Прикамье. Птички-обереги были и плоскими, и прорезными.

Древнейший тип плоских славянских оберегов, изображающий уточку с гладкой головкой, плоским широким клювом и выпуклой грудью, возник в Приладожье, во второй половине - конце X в. В конце X в. такие обереги появились в Новгороде. В XI-ХII вв. они получили широкое распространение в Новгородской и Псковской землях и Верхнем Поволжье. Здесь было налажено и местное их производство. Эти обереги миниатюрнее приладожских. В это же время появляются несколько вариантов первоначального типа: птички с хололком на голове, напоминающим петушиный гребешок; обереги, похожие на нахохлившегося утенка.

В XI-XII вв. возникает новый вариант плоских птичек-оберегов с большой прорезью на груди, окружающей спиралеобразный завиток туловища. Он сильно отличается от древнейшего. Часть оберегов напоминает курицу. Такие обереги найдены в славянских курганах Смоленской, Московской, Ленинградской областей. Другие приобретают черты фантастического существа с птичьим туловом, но звериной головой, с рогами (или кольцом на голове), с узким загнутым вверх хвостом. Эти подвески датируются XII в. и найдены преимущественно в Новгородской и Псковской землях.
Особый вариант плоских прорезных оберегов, составляют подвески с шумящими привесками. Тулово их покрыто сквозными отверстиями. Характерно, что значительная часть оберегов изображает уже не водоплавающую птицу, а петуха с одной или двумя головами. Такие обереги производили в Костромском Поволжье и найдены также в русских городах, расположенных по течению Оки и Клязьмы (Старая Рязань, Владимир, Суздаль - ХII-ХIII вв.). Отсюда обереги доходили до Волжской Болгарии, Перми Вычегодской.

Интересны обереги в виде двухголовых фантастических птиц. Такие подвески производили, видимо, на территории Калининского Поволжья. К этому же типу принадлежат обереги, изображающие уточку с гладкой или украшенной хохолком головкой, петлей для подвешивания на спинке и двумя-тремя петлями для шумящих привесок внизу. В зависимости от того, отливались ли подвески в двухсторонних или односторонних формах, туловище их с обеих или только с одной стороны покрыто рельефным орнаментом в виде вертикальных, наклонных или косорешетчатых полосок или жгутов. Эти обереги появляются в комплексах конца XII в., но наибольшее распространение получают в ХIII в., и даже в XIV в. Такие обереги характерны для Костромского и Кинешемского Поволжья, где существовало их производство. По Волжскому пути они проникали в область мари, в Волжскую Болгарию, а также в Прикамье. Известны они и на территории Вологодской области, в Приладожье, а в Новгородско-Псковские и южнорусские земли почти не попадали.

Всего в трех экземплярах известны обереги-подвески в виде птиц с распростертыми крыльями. Одна происходит из владимирских, вторая из костромских, третья из подмосковных курганов . Дата подвесок -XI-ХIII вв.
Немногочисленны в Древней Руси и обереги-уточки из рога. У них плоское основание, удлиненная изогнутая шея, на туловище сквозное отверстие для подвешивания. В других славянских курганах бассейна Днепра обереги уточки встречались в одном экземпляре, в наборе амулетов, изображавших предметы быта. Датируются эти обереги XI-XII вв. В славянской среде обереги-уточки из рога не имели большого распространения.

Древнейшие бронзовые обереги, изображающие коня, возникли в Верхнем Прикамье в ананьинскую эпоху. В конце VI-VII вв. обереги-коньки появляются в Волго-Вятском и Волго-Камском междуречьях. Здесь производились полые, плоские, объемные, наборные или подражающие филигранным подвески-обереги. Преемниками последних явились наборные коньки с шумящими привесками VI-VII вв. бассейна Оки. В IX-X вв. такие коньки распространяются в бассейне Мокши и Цны. В X—XI вв. обереги-коньки, изготовленные в той же технике, но особого облика, известны в Муромском течении Оки и в междуречье Клязьмы и Волги. Женщины носили эти обереги преимущественно на груди или у пояса. Шумящими привесками к этим конькам-оберегам служили иногда изображения утиных лапок. Туловище коня украшали тройные спирали (солярный знак). То и другое указывало на связь коня с солнцем и водной стихией, вероятно, как и двухголовость некоторых экземпляров.

Обычно обереги коньки встречаются с другими амулетами: ложечками, бубенчиками, гребешками, клыками зверя и др. Чаще всего эти подвески носили на специальных цепочках на груди, левом плече, реже - у пояса. В конце XII в. появляются полые коньки-подвески с шумящими привесками, замыкающие собой эволюцию подвесок-коньков Древней Руси. Они бытуют до конца XIV в. Коллекция этих подвесок насчитывает 260 экземпляров. Две находки есть в Финляндии. Внешне коньки представляют собой как бы гибрид конька с уткой. Они имеют на туловище волнообразный орнамент, характерный для птичьих подвесок. На конскую сущность изображения указывают массивная высокая шея и грива (сканая или в виде кружочков). Коньки (одно- или двухголовые) по форме головы (цилиндрической, сплющенной по горизонтали или вертикали, с закрытой или открытой пастью) различаются между собой.

Эти обереги изготавливали в Новгороде, и, вероятно, в других центрах Древней Руси.
Лось (олень) в славянских оберегах изображали в виде четвероногого животного с массивной нижней челюстью и коротким загнутым вверх хвостом. Голова увенчана кругом; туловище покрыто солярными орнаментами. Лось (олень) был почитаемым животным вепсов и северных славян. Мотив оленя сохранился в легендах, в вышивке на головных уборах, свадебных полотенцах до XIX в. в северных губерниях России, в обрядовом печенье. Обереги, изображающие зайца и собаку, найдены по одному экземпляру в курганах Ленинградской области. Датированы они  XI-ХII вв. Уникален славянский оберег  в виде бронзового стержня с петлями на концах, на котором изображена фигурка зайца. Оно найдено в кургане у д. Алеховщина на р. Ояти (Приладожье), датирован  XI - начало XII в.

Найдены также несколько оберегов-подвесок бобров выполненых из рога.  В них реалистично переданы характерные черты зверя с круглой головой и широким хвостом. Небольшими выступами внизу показаны лапки. По центру тулова -сквозное отверстие, рассчитанное на ношение подвески в горизонтальном положении. Найдены они на поселении X в. Крутик близ д. Городище Кирилловского р-на Вологодской области.

Славянские обереги в виде рыбок происходят из курганов Новгородской, Ленинградской и Брянской областей. Они входили в набор других бронзовых оберегов. Так, подвеска из Брянской области была прикреплена к арочной привеске вместе с ключом, ножами и коньком и лежала у правого плеча женского скелета. Датирована эта находка XII в.
Особое место занимают славянские обереги в виде змей. В Верхнем Поволжье, в кургане XI в. у д. Загорье у женского костяка лежали три бронзовые круглые прорезные подвески, в центре которых было помещено изображение свернувшейся змеи, соединенное с ободком подвески шестью лучами.


Обереги в виде вырезанных из железных пластинок змей найдены в кургане у д. Васильки Владимирской области. Несомненно, что образу змеи придавалось магическое значение. Культ змеи, восходящий к тотемизму, известен у соседей славян - литовцев. У русских и поляков существовало представление о домовой змее, охранительнице очага. Многие славянские народы змею считали покровительницей человека, способствующей плодородию. Змеиные узоры известны в вышивке головных уборов XIX в. у северных славян, их изображали на прялках и украинских рушниках.

Обереги "всадница на змее" стали делать в Прикамье в связи с местным культом богини-Матери. Змей в обереге олицетворял, очевидно, божество подземного царства, с которым вела борьбу богиня на крылатом солнечном коне.
Обереги-подвески, воспроизводящие отдельные части тела животных, изготовляли из бронзы, сплавов меди с оловом и олова со свинцом, из серебра. Это обереги "коготь медведя", заключенный в оправу с петлей. Оправа украшена косорешетчатым орнаментом. Отлиты из бронзовых и оловянисто-свинцовых сплавов.

Славянские обереги с рельефным изображением головы быка, круглые с ободком, в центре - голова с большими изогнутыми рогами, обрамленная семью треугольниками из мелкой зерни, бронзовые и серебряные, прекрасной работы найдены в междуречье Днепра и Сожа - земле радимичей. Женщины носили эти подвески в составе ожерелий. Находка оберегов с головой быка на обособленной этнической территории ставит перед исследователями вопрос - не является ли это изображение образом тотемного предка? Ведь бык, как и конь у восточных славян, - тотемное животное. Это один из главных персонажей аграрного культа.

Славянские обереги в виде пасти зверя изготовлены из бронзы и представляют собой условное изображение двух челюстей, объединенных вверху перемычкой с петлей. В обереге с поселения Дубна Московской области челюсти объединяет изображение креста. Встречаются обереги, состоящие из одной челюсти. Все обереги, отливавшиеся по восковой модели, индивидуальны; найдены, как правило, в наборе других амулетов в женских погребениях славян на территориях Смоленской, Калужской, Московской, Ленинградской областей и на поселении Дубна. Обереги изображают, очевидно, пасть хищника. О породе зверя судить трудно. Охранительное значение этих подвесок несомненно. Распространены эти обереги в ХII-ХIII вв.

В XI-XII вв. у славян появляются собственные звериные обереги с головой быка и так называемый "конек смоленский". Первые возникли на племенной территории радимичей, возможно как отдаленное воспоминание образа племенного предка. Эти обереги распространились на обширной территории, причем число находок в радимических курганах лишь немногим превышало количество подвесок и подражаний им, обнаруженных за пределами области радимичей.
Оберег-конек так называемого смоленского типа, возникнув в области смоленско-полоцких кривичей, в качестве общерусского типа зооморфных украшений активно распространялась, как правило, вместе со славянским населением в области балто- и финноязычного населения.

В нашем магазине Вы можете купить славянские обереги. Доставка по всей России - 
Каталог славянских оберегов



 

вернуться назад